Кекроп — Мифический царь Афин со змеиным хвостом

Сказания

Кекроп считается легендарным основателем Афин и первым царём этого города-государства. Несмотря на то, что жил он и правил среди людей, облик Кекропа лишь наполовину человеческий, а его появление и вовсе связано с загадочными мифами и культами.

Как утверждают исследователи, его описание можно считать одним из самых древних образов, созданными воображением человека и увековеченным в преданиях. Древние греки считали Кекропа воплощением мудрости и величия. Ему принадлежит основание и укрепление Аттики. Как же выглядел этот царь? Что рассказывают о Кекропе верования древних эллинов?

Кекроп – древний образ царя

В Древней Греции верили, что первый афинский правитель был не просто человеком. Появление Кекропа описывается как рождение необыкновенного существа самой Геей, а именно – землёй.

Верхняя часть тела Кекропа была вполне человеческой, а вот нижняя представляла два змеиных хвоста. Его образ считается автохтонным, ведь почитание Кекропа было распространено в Аттике. Я же хочу обратить внимание на особенности внешности и происхождения этого царя.

Кекроп - Мифический царь Афин со змеиным хвостом0Статуя Геи, матери Кекропа
Местонахождение: Усти-над-Лабем, Чехия

Появление из земли, наполовину змеиный облик относят нас в древнейшие времена почитания сил плодородия и подземных ресурсов. У многих народов (и греки – не исключение) рептилии считались символами земной стихии. Такой необыкновенный основатель Афин сам по себе воплощал будущее процветание и богатство этого города.

По мнению историков, предания о Кекропе (или Кекропсе, как его порой называют) могли быть заимствованы греками у финикийцев или семитов. Последнее предположение поддерживает французский писатель и социолог Артюр Жозеф де Габино, что в своих работах упоминает о массовом заселении семитскими племенами территории Греции. Он же указывает, что имя Кекропс могло иметь как греческие, так и семитские корни.

Кекроп - Мифический царь Афин со змеиным хвостом1Кекроп – основатель и царь Афин / © Dmitry ILyutkin / behance.net

Правление Кекропа

Заслуги Кекропа нельзя преувеличить. Он был создателем афинского Акрополя, что назывался в те далёкие времена Кекропией. Он укрепляет Аттику, стараясь расширять её границы и защищать земли от набегов врагов. Законы Кекропа касались и социальной жизни. Например, он первым среди греческих царей официально утвердил брак между мужчиной и женщиной.

При Кекропе важное значение придавалось ритуалам почитания богов. Сам правитель не был божеством, однако призывал с уважением относиться к обитателям Олимпа и могущественным покровителям людей. Поскольку правил он в то время, когда человечество ещё не знало рецептов изготовления вина, в качестве возлияний богам Кекроп подносил чистую воду и священных источников.

Кекроп - Мифический царь Афин со змеиным хвостом2Город, основанный Кекропом, столица Греции Афины / greekbook.ru

Как гласят предания, за эти заслуги божества решили поместить его на небо, сотворив Созвездие Водолея. Кекроп стал одним из первых людей, назвавших Зевса верховным богом.

В честь Громовержца он сжигал на огне ячменные лепёшки, что были предназначены бессмертному покровителю. И это также был жест гуманизма, ведь прежде богам люди вынуждены были приносить животных, которые умирали на жертвенных алтарях.

Кекроп - Мифический царь Афин со змеиным хвостом3Кекроп был помещён на небо в Созвездие Водолея / awakenastrology.com

Мифы о Кекропе и его детях

Одна из версий известного мифа о споре богов за право стать властителем Аттики рассказывает, что судьёй на поединке был сам Кекроп. Тогда противостояние развернулось между Афиной и Посейдоном.

Морской бог ударил по земле своим трезубцем, и в этом месте появился источник солёной воды. Афина же ударила в землю своим копьём, и из почвы появился росток. Он быстро превратился в оливковое дерево, которое стало даром богини людям.

Конечно, афиняне (и сам Кекроп) признали победительницей Афину, ведь её дар был крайне полезен, а солёной воды вокруг всей Греции и прежде было немало. В честь богини был назван город – Афины.

Кекроп - Мифический царь Афин со змеиным хвостом4Священная олива Афины на территории Пандросиона (святилище Пандросы, дочери основателя Афин Кекропа) на северной стороне Акрополя / abzubov.com

У Кекропа была жена Аглавра Первая, дочь афинского царя. У этой пары родилось четверо детей: трое дочерей и один сын, Эрисихтон. Когда на свет появился малыш, старшие сёстры хотели посмотреть на него, однако богиня Афина строго запретила им это делать.

Младенец напоминал отца. У него также имелся змеиный хвост, а держали Эрисихтона в запертом ларце, что находился на краю скалы. Когда три девушки не выдержали собственного любопытства и открыли крышку сундука с братом, ужас охватил их сердца. Увидев нечеловеческое тело младенца, он инстинктивно отступили назад и упали в пропасть.

Кекроп - Мифический царь Афин со змеиным хвостом5Любопытные сёстры нарушили запрет Афины и посмотрели на ребёнка.
Питер Пауль Рубенс, 1640 год
Местонахождение: Частная коллекция

Эрисихтон стал преемником Кекропа, сменив его на афинском престоле. Именно им были учреждены празднества в честь его наставницы и покровительницы Афины. Назывались эти торжества Панафинеи. Во время правления Эрисихтона на них впервые появились колесницы, что в дальнейшем стали использоваться в греческой армии.

Несмотря на смену правителей в Афинах, их жители не забывали своего первого царя и основателя города. Нередко народ Аттики называл себя кекропидами. В древности были распространены легенды о том, что Кекроп сумел создать истинную эллинскую культуру, ввёл письменность.

Некоторое время афиняне даже пытались отстоять свои права на земли других народов. Так, к примеру, многие из них верили, что египетский город Саис можно считать частью Аттики, ведь по легендам Кекроп был и его основателем.

Кекроп - Мифический царь Афин со змеиным хвостом6Согласно легендам, Кекроп был основателем столицы четвертого и пятого номов Нижнего Египта – города Саис / egiptomania.com

Кекроп – не просто образ знаменитого мифического правителя. В его внешности, поступках, известных деяниях можно заметить и некие черты богов. На мой взгляд, для афинян он был неким воплощением совершенного царя, что не только отстраивал города и возводил новые государства, но и стремился к благополучию людей. Жители Афин и сегодня помнят предания о Кекропе, что уже стали особой частью местного фольклора.

Leave A Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Recommended Posts