Духи бед и напастей у славян — гости, которых никогда не зовут

Сказания

Среди самой разной славянской нечисти отдельное место занимают духи бед и напастей, которых чаще всего относили к домашним духам. Это – вовсе не покровители или помощники (как Домовой или Хлевник). Наоборот, подобные персонажи в преданиях выступают исключительно отрицательными созданиями, несущими горести и болезни. Каждый человек хочет быть счастливым, здоровым, видеть такими же своих близких и родных. Однако именно эти скверные духи, как рассказывают поверья, приносили несчастья и слёзы, страдания и муки.

Конечно, от них мечтали скорее избавиться, и для этого народ изобрёл немало средств. Но вредоносные духи периодически возвращаются, показывая, что они, сеющие зло – как и представители добра – неистребимы. Они являются одной из граней нашего мира, правда грань эта весьма тёмная и неприятная. Какие же они – духи бед и напастей славян?

Горе Горемычное – вечный спутник человека

Древние славяне верили, что в жилищах людей, помимо добрых духов-покровителей и божеств-помощников, могут поселяться зловредные создания, заметно ухудшающие жизнь человека. К ним принадлежали Горе, Беда, Нужда, Напасть, Кручина, Лихо, Злыдни. С ними я и предлагаю детально познакомиться. Но очень хочется, чтобы знакомство с этими неприятными духами происходило лишь в качестве изучения фольклора наших предков, и никогда мы не сталкивались с ними в реальности.

Славянские поверья рассказывают, что уже при рождении ребёнка определялась его дальнейшая судьба. Будет человек счастлив или нет, зависело от решения Судениц, могущественных богинь, управляющих долями людей. Если Суденицы присудили человеку несчастливую жизнь, возле его колыбели появлялась худая серая фигура. Одет дух был в рогожку, а подпоясан лыком.

Это и есть Горе Горемычное, оно становилось спутником человека на протяжении всей его жизни, и куда тот ни пошёл бы – всюду Горе будет следовать за ним, не оставляя своего «подопечного». Решит человек к лесу пойти – а там уж верное Горе его ждёт-поджидает.

Отправится в кабак – тут же и Горе встретит. А если устанет от жизни такой и решит на себя руки наложить, то Горе ему верёвку само поднесёт. Особенно нравится Горю всевозможная выпивка. Тащит оно своему хозяину пиво и вино, заставляя его пускаться в разгул. Когда весь дом пропойцы опустеет, Горе смеётся над человеком, что всё вынес ради его прихоти.

Духи бед и напастей у славян - гости, которых никогда не зовут0Уж если приходило к человеку уже при рождении Горе Горемычное,то становилось его спутником на всю жизнь / © Jean-Baptiste Monge / nevsepic.com

Предание о Горе и двух братьях

Но, как поговаривали, несмотря на прилипчивость Горя-Злосчастья, его можно было и перехитрить. Как сказано в одном предании, жили когда-то в деревне два брата. Один был богатым и скупым, другой же едва сводил концы с концами. И старается, и сил не жалеет в работе – а порой и хлеба дома нет.

Пошёл однажды бедный брат к богатому, попросил у того чего-нибудь съестного для детей малых. Богач отдал лишь одну коврижку, а потом сказал: «Завтра у меня именины. Приходи вместе с женой». Бедный брат засмущался: «Ну что ты! К тебе гости в шубах, в дорогих сапогах придут. Куда же мне среди них?». Но богатый брат всё-таки уговорил его.

На следующий день пришёл бедняк вместе с женой на празднество. Посадил их брат на самую дальнюю лавку. Потчует богатый человек своих гостей, не скупится, да только родному брату ни корочки не перепадает – словно и нет его вовсе. А в конце вечера сытые гости решили песни петь.

Тогда бедняк и говорит жене: «А давай и мы споём – будто и нас тоже угощали!». Но она наотрез оказалась. Тогда сам он завёл песню. И вдруг слышит  словно не один, а два голоса поют. Да только жена молчит. «Горе, это ты со мной поёшь?», – спросил бедняк. «Да, я, – раздалось в ответ. – Я всюду с тобой хожу».

Духи бед и напастей у славян - гости, которых никогда не зовут1Заставило Горе крестьянина пропить всё, что в доме было / © Эдуард Вольдемарович Конт / artonline.ru

И взялось Горе за бедного крестьянина. Заставило оно его пропить всё, что в доме было. У жены его оставалось два сарафана – и то один унёс, а полученные деньги в кабаке спустил. Но Горе не унимается – требует новых кутежей. «Да нет ведь ничего!», – развёл руками бедняк. Подумало Горе и молвит: «Попроси у соседа телегу и волов».

Взял бедняк телегу и двух волов, запряжённых в неё, а Горе уже вскакивает в неё и указывает: «Туда едем!». Прибыли они в чистое поле, остановились. У большого белого камня Горе приказало: «Надобно этот валун сдвинуть». Подчинился крестьянин, а под камнем, оказывается, глубокий тайник был скрыт.

Заглянул в него, а там золота – целые горы! Обрадовался крестьянин, стал набирать в телегу сокровища. Когда яма опустела, он вдруг спрашивает Горе: «Гляди, осталось там что-то?». Горе спустилось в тайник: «Где? Ничего не видно». И тут хитрый крестьянин взял и закрыл камнем яму. «С тобой, Горе, все эти богатства, за несколько дней пропьёшь, – заявил он. – Не нужно ты мне».

Возвратился бедняк в свою деревню один. Благодаря найденным сокровищам стал он богатейшим человеком, значительно богаче своего брата. Пригласил он того на свои именины, не забыл о родственнике. Спросил его тогда брат, как же он такое богатство нажил. И по доброте душевной рассказал ему крестьянин, как с Горем клад нашёл, где Горе оставил. Тогда задумался богач – быть может, ещё в той яме добро осталось. Жадность взяла верх над разумом – и он отправился к заветному месту.

Сдвинул валун – и тут ему Горе как вскочет на шею! «Обмануть меня хотел! – кричит. – Теперь вовек тебя в покое не оставлю». Человек стал оправдываться, говорить, что это брат его Горе под камнем спрятал, да только не верило оно. Так и стало оно с богачом всюду ходить. А вскоре он сам стал беднее самого бедного селянина – всё вытянуло злобное Горе.

Духи бед и напастей у славян - гости, которых никогда не зовут2Заглянул крестьянин в тайник, а там золота – целые горы / klady.info

Скверные сёстры

Впрочем, не только от Горя страдали люди. Его родственниками были Беда, Нужда, Напасть и Кручина. Помните известное высказывание: «Беда не приходит одна»? Так вот и в поверьях Беда всегда звала с собой сестёр – Нужду, Напасть и Кручину. О них было сложено немало пословиц, дошедших до наших дней. Избавиться от Беды и её сестриц можно было лишь с помощью хитрости, о чём нам рассказывает одно из славянских преданий.

Как гласит легенда, жили в одном селении два брата – бедный и богатый. Последний устроил новоселье, на которое позвал всю родню. Бедняк не хотел идти на праздник – ведь гостинцы надо нести, а взять-то нечего.

Но жена его уговорила. А тут вдруг голос из-за печи донёсся: «Возьмите праздничный сарафан, продайте его. На деньги вырученные купите окорок и брату отнесите». Удивились муж с женой и спрашивают: «Нужда, неужели ты это? И давно ты с нами живёшь?».

«Давно, – отвечает Нужда. – И хорошо мне с вами живётся». Сделал бедняк всё так, как Нужда сказала. Взял окорок на базаре и к брату на празднество отправился. А после торжества возвратились они с женой домой, легли на печи спать. «Спишь ли ты, жена?» – спрашивает он. Она отвечает, что не спит «Спишь ли ты, Нужда?» – ещё раз вопрошает бедняк.

Но нет ответа – видно, намаялась Нужда, уснула. Тогда взял человек последний сарафан жены, спрятал в него уснувшую Нужду и выбросил в ближайшую прорубь. Может, кто-то и не верит в эту историю, но с той поры, говорят, жизнь у семьи этой на лад пошла. И никто уже о Нужде не вспоминал.

Духи бед и напастей у славян - гости, которых никогда не зовут3Хоть Нужда и поселилась в доме, хозяин сумел от неё избавиться / © Evil Witch / behance.net

Опасное Лихо

Как видите, многие духи бед и напастей были действительно неприятными, но человек мог найти силы бороться с ними. Однако среди них наиболее опасным выступало Лихо, представляли его в виде громадной бабы-великанши с одним глазом. Лихо Одноглазое, как его ещё называли, часто бродило по свету, пожирая людей. Много человеческих душ оно сгубило. Лихо даже отдыхать любит на ложе из человеческих костей.

О Лихе Одноглазом есть одна весьма интересная легенда. На мой взгляд, она несколько перекликается с известным древнегреческим преданием, описанным Гомером, но – обо всём по порядку. Сказание говорит, что однажды кузнец, живший в одной из небольших деревень, решил Лихо повидать.

«Хорошо я живу на свете, – сказал чудак. – Всё повидал, а Лихо не видел. Пойду искать его». И отправился он в дальнюю дорогу. По пути повстречался ему портной, спросил, куда идёт добрый человек, а как услышал про Лихо, решил присоединиться к кузнецу.

Духи бед и напастей у славян - гости, которых никогда не зовут4Среди духов бед и напастей наиболее опасным было Лихо Одноглазое / © Agung Wulandana / artstation.com

Долго шли два путника. Пришлось им пройти через тёмные лесные тропки. И к ночи вышли они на поляну, посреди которой стояла невысокая изба. Решили переночевать двое друзей здесь. А в избушке их уже хозяйка встречает – сухая одноглазая старушка. Улыбнулась она, глядя на кузнеца и портного: «Хорошо, что вас двое, – говорит, – будет мне, чем поужинать и позавтракать». Удивлённо переглянулись путники, но так ничего и не поняли.

А старуха набросила на портного, зарубила его топором, а после в печи испекла и съела. Понял кузнец, что это и есть то Лихо Одноглазое, о котором люди сказывают. Стал он думать, как спастись ему из избы. Стал он разговаривать с Лихом. «Неужто и вправду кузнец ты?» – спрашивает старуха.

«Кузнец», – отвечает он. «А выкуй мне глаз второй», – попросило Лихо. Хитрый кузнец сказал, что нужно Лихо связать, а то вдруг она повернётся так, что глаз выковать не выйдет. Старуха согласилась.

Духи бед и напастей у славян - гости, которых никогда не зовут5Лихо Одноглазое запросто могло съесть человека
Иллюстрация И.А.Орловой из книги С.В.Кривушиной «Загадочные существа», издательство «Вече», 2001 год

Крепко связал хозяйку кузнец, а после взял шило и молоток, примерился – да и ударил острым краем прямо в единственный глаз Лиха. Ослепшая старуха в безумии разорвала путы и принялась хватать руками воздух, стараясь поймать своего гостя. Но в доме у неё жили овцы. Быстро смекнул кузнец, как ему быть. Схватил он полушубок из овчины, вывернул его мехом наружу и набросил на себя. И хотя Лихо хватало каждую овцу, что выбегала из избы, так и не смогла отличить спрятавшегося под овчиной человека.

«Прощай, Лихо!», – крикнул он старухе. «Постой, – яростно прошипело Лихо. – Ещё не ушёл ты от меня. Ещё придётся тебе натерпеться».

Поспешил к деревне кузнец, и вдруг видит – прямо в дереве торчит топорик с золотой ручкой. Жаль стало оставлять столь ценный инструмент. Хотел он вытащить топор, взялся за ручку, но вдруг понял, что рука его прилипла к золотой поверхности. Догадался кузнец, что это – проделки Лиха. А вот уже и старуха спешит к нему: «Видишь, не смог уйти от меня!».

Тогда понял кузнец, что, поймай его Лихо ещё раз, не избежать гибели. Достал он небольшой ножик из своего кармана и принялся пилить им прилипшую к топору конечность. Пришлось кузнецу отрезать себе руку. Возвратился он в деревню и сказал: «Повидал я теперь Лиха. Сам без руки остался, а товарищ мой и вовсе сгинул».

Я неслучайно отметила сходство этой легенды с совсем иным преданием – древнегреческим мифом об Одиссее и циклопе. Там, что интересно, тоже упоминаются овцы, а одноглазый циклоп отличается не меньшей кровожадностью, чем Лихо. Вероятно, здесь присутствует взаимное культурное влияние разных народов.

Духи бед и напастей у славян - гости, которых никогда не зовут6Не дай Бог грибнику или охотнику встретиться с Лихом в лесу / КатиКобо / osd.ru

Злыдни – маленькие, но удаленькие

Среди духов напастей не менее зловредными являются Злыдни. Они представляют собой небольших существ неопределённой внешности. Считалось, что дом, где поселятся Злыдни, ожидают большие несчастья. Там не будет житья никому из домочадцев, а о спокойной жизни и вовсе можно будет забыть.

Неслучайно в народе говорили: «Пусть его Злыдни побьют». Верили, что отделаться от привязчивых скверных духов крайне сложно. Поговаривали:

«Попроси Злыдни на три дня – их и за три года не выживешь».

У этих духов крайне неприятный характер. Они любят бродить по свету, выискивая новое обиталище. И если сегодня Злыдней в жилище нет, это вовсе не значит, что завтра эти непрошенные гости не явятся к хозяевам. Избавляться от них следовало разными способами.

В преданиях рассказывается, что часто люди приглашали ведунов, которые с помощью заговоров могли прогнать духов. Кроме того, даже сам хозяин дома мог спрятать Злыдней в мешок и избавиться от этого «скарба». Однако сделать это мог лишь смелый и находчивый человек.

Духи бед и напастей у славян - гости, которых никогда не зовут7Владимир Иванович Аржевитин «Злыдни»

Как видите, славяне старались очеловечивать самые разные явления – как природные, так и жизненные. Согласитесь, живётся проще, если веришь, что Лихо или Беда – это нечто вполне материальное, а значит, и избавиться от него тоже можно. Но, конечно, хочется, чтобы нам эти персонажи встречались только в мифах и преданиях наших предков.

На обложке: Нечисть в славянской мифологии / ufologov.net

Leave A Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Recommended Posts